Многоязычный портал

"Киберпространство родного языка"

Ульчи

Читать здесь:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8 – «Википедия»

О народе общая информация

УльчиУльчи – малочисленное коренное население России, населяющее бассейн Амура в нижнем его течении.

Этнические корни ульчей уходят в глубокую древность. Археологические материалы свидетельствуют, что в культуре современных ульчей просматриваются определенные параллели с культурой древних племен, обитавших на этой территории ещё в мезолите. На территории расселения нынешних малых народов (ульчей, нанайцев, нивхов, негидальцев, удегейцев, орочей) вдоль гряды Сихотэ-Алинь существовало большое крепкое государство империя Джурджени. Оно погибло задолго до рождества Христова в результате какого-то катаклизма, подобно племенам инки и майя в Америке. Раскопки на острове Сучу близ с. Мариинское, проведенные академиком Окладниковым, подтверждают существование этой империи. Ульчи и др. народы Приамурья являются немногочисленными потомками тех древних народов, которым удалось выжить и дожить до наших дней.  

Сами себя ульчи называют «нани», что в переводе с ульчского означает земной человек или человек земли (на – земля, ни – человек). По поверью были еще небесные люди и подземные. Считалось, что умершие маленькие дети улетали на небо, поэтому их не хоронили в земле, а привязывали к дереву. Ульчи вели оседлый образ жизни, история некоторых их поселений насчитывает десятки и даже сотни лет. Основу их экономики составляло  промысловое хозяйство, в котором ведущее положение занимало рыболовство, таёжный промысел и охота на морских животных.

Ульчи живут в девяти посёлках на нижнем  Амуре. Численность по переписи 2002 года — 2913, из которых в Хабаровском крае — 2718 чел. (93 %), в основном в Ульчском районе.  

Первые известия русских об ульчах относятся к XVII веку. Возвращение Приамурья в состав российского государства в середине XIX века сделал ульчей подданными России. Начинается активная колонизация бассейна Амура русскими казаками и крестьянами-переселенцами. На территории расселения ульчей возникают русские села Богородское, Михайловское, Иркутское, в котором поселились переселенцы из Иркутской губернии.  Контакты с русским земледельческим населением оказали большое влияние на культуру, экономику, социальное развитие ульчей. Общественный строй ульчей во второй половине XIX века представлял собой причудливое переплетение пережитков патриархально-родового строя со своеобразной соседской общиной. Правовое положение ульчей и других амурских народов несколько отличалось от положения народов, вошедших в состав России в XVII-XIX веках. Они были освобождены от уплаты ясака. Управлялись старшинами, которых избирали в каждом селении на общих собраниях из числа родовой верхушки и состоятельных односельчан. В своей деятельности старшины подчинялись непосредственно полицейским или волостным управлениям. В1916 г. Министерство внутренних дел разработало «Положение об управлении инородцами Приамурского края», по которому большая часть народов юга Дальнего Востока приравнивалась к крестьянскому сословию. По переписи1897 г. в 39 селениях, расположенных по Амуру от Адди и Кульгу на севере до Ухты на юге проживало 1455 ульчей.

Коренное население проживало в стойбищах: Тыр, Кольчем, Монгол, Ухта, Кальма, Булава, Койма и др. По руслу реки Амур казаки открыли новые села: Мариинское, Богородское, Воскресенское, Софийское.

Традиционная религия ульчей, как и других народов Приамурья выражена шаманизмом. Наряду с ним, большую роль в общественной жизни ульчей играла система культов: промыслового, семейного, предков (анимизм).